И я не верю в нейтральное образование, свободное от идеологии. Давно уже (урывками, это моя кофейная книга) читаю и почти дочитала книгу «Три чашки чая», которую журналист Релин написал для Грега Мортенсона и о нем. Грег - наш современник. Его родители были миссионерами-христианами в Африке, и мальчик вырос в атмосфере благотворительности. Его личным героем была мать Тереза. Веру во Христа Грег не впитал, но желание делать дела благотворительности - в полной мере. Книга не христианская, но для меня она была очень многим интересна. Пунктов, которые обратили на себя мое внимание много, но хочу поделиться одним. Главной деятельностью Грега, делом его жизни стало строительство начальных школ в Северном Пакистане. Там много горных деревень, до которых никак не доходили государственные средства. То есть, никак. Не прокладывались дороги, не строились мосты, не было медицины, школ, люди жили отчасти натуральным хозяйством, отчасти тем, что удавалось заработать на иностранных альпинистах. Мужчины были проводниками и носильщиками для них. Когда Грег, спускаясь с горы К2, заблудился и попал в деревню Корфе, он был потрясен, что дети ходят на занятия 3 дня в неделю (на всю неделю не хватало денег у деревни оплатить учителя, это было дорого - доллар в день) и занятия проходят на продуваемым всеми ветрами небольшом плато на скале. Дети садились на корточки и чертили примеры на таблицу умножения в пыли под ногами. Тогда Грег решил сделать все, чтобы у этих детей появилась настоящая школа. И обещание сдержал. И таких деревень было много. Никому не было до них дела - до поры до времени. Грег потихоньку строил школу за школой, где дети могли получить пятиклассное образование. Единственным его условием было - в школу должны принимать и девочек. В школах преподавался ислам. Обычный, не экстремистский. И тут, как гром с ясного неба, к 2001 году вдруг ситуация резко изменилось. В одну из поездок по знакомым местам Грег был потрясен. На его пути вырастали медресе за медресе и мечеть за мечетью. Но это были здания, построенные ваххабитами. Баснословно, безмерно богатые саудиты приезжали с чемоданами денег и строили огромные школы. Они принимали туда всех, даже беднейших. Школ Грега - капля в море. Этих же медресе - много, и берут охотно. Что было делать миллионам семей, мечтавшим об образовании? Они отдали сыновей в эти медресе. Мальчики учились там воевать. После выпуска они были обязаны взять себе четырех жен. Лучших учеников отбирали и увозили. Мортенсон говорит о ваххабитах: «Эти люди думают на 20, 40, даже 60 лет вперед, они готовятся». Вот такая картина. Большие территории, нужда в образовании. Люди доброй воли делают все, что могут - шаг за шагом. И вдруг появляется кто-то большой и сильный, строит много школ, берет туда бесплатно, в школе кормит и дает комплект одежды. В обмен берет только одно - ученик принимает идеологию школы. Вот так завоевывается новое поколение. Вот так закладывается основание на 20-60 лет вперед. Я не верю в нейтральное образование, свободное от идеологии. Я считаю, что оно абсолютно всегда идеологично. И бесплатность и доступность должны быть не единственным фактором выбора. Не всегда это говорит о заботе о детях. А нам бы нужно думать о том, в каких ценностях мы хотим воспитать своих детей, и тоже стоит подумать на 20-60 лет вперед. 11 лет обучения не могут не оставить свой след в ребенке и его мировоззрении. Невозможно обучить так, чтобы совсем никак не затронуть.